Сроки исполнения любого полиграфического заказа принципиально зависят от двух факторов:

  1. От нормативного срока его исполнения на оборудовании, которое в этом заказе задействовано (в этом случае срок определяется технологичностью и производительностью такого оборудования);
  2. От текущей загруженности типографии заказами, которые могут претендовать на то же самое оборудование, что и ваш заказ (и в этом случае это зависит от популярности типографии и уровня текущего спроса на рынке). Парадокс в том, что чем более востребована типография на рынке, тем более длинные (относительно) сроки она зачастую предлагает своим клиентам — в силу того, что у неё просто очередь из заказов длинней (естественно, если рассматривать типографии со сравнимыми производственными мощностями).

Не откроем тайны и не побоимся показаться банальными, если скажем, что любая типография кровно заинтересована в том, чтобы как можно быстрее обработать каждый ваш конкретный заказ. Поскольку лишь «пропускная способность» (т.е. производительность труда) при работе на жестком конкурентном рынке способна генерировать прибыль, необходимую для развития. И если от менеджмента типографии вы слышите о предположительных сроках производства того или иного заказа, то знайте — вам называют его, исходя из опыта работы с подобными заказами и на основании информации о текущей загрузке на производстве. Причин и выгод искусственно удлинять сроки — нет. Ни у компании в общем, ни у конкретного менеджера в частности.

Но может возникнуть вот какая ситуация. Вы готовите к печати издание и планируете его, допустим, для участия в конкретной выставке. Вы заранее созвонились с менеджером типографии, просчитали стоимость вашего заказа и получили информацию о возможных сроках его изготовления. Прошло две-три недели пока вы готовили макет и в тот момент, когда вы готовы его сдать в печать — вы узнаете от менеджера, что в изначальные сроки типография не вписывается, а просит на его производство на день-два больше. Ну а у вас просто нет этих дней в запасе —  вы ведь все точно рассчитали и спланировали: и макет подготовили вовремя и согласились с первоначально озвученными сроками и в силу этого(!) и выбрали типографию. В итоге — нервы, выговоры от начальства, ссора с типографией и поиск другого исполнителя на будущее. А через какое-то время — точно такие же проблемы уже с ним, если никакие уроки не извлечены.

Как можно избежать такой ситуации? Ответственно отнестись к сказанному в пункте 2. Предвидеть, что в выставках участвуете не только вы, и что фирменные корпоративные календари под Новый год почему-то могут захотеть напечатать ещё тысяча компаний. (Предновогодье в полиграфии — это отдельная «песня». Нередко уже в конце ноября невозможно принять иной заказ со сроком выдачи его ещё в текущем году) Нельзя планировать впритык — всегда нужно оставлять «зазор» между наступлением события и расчетным сроком выдачи продукции к этому событию. По иному — никак. Любая типография работает по системе очереди: «первый пришел — первый ушел». И по-другому этот бизнес организовать практически невозможно. Посудите сами: присутствие в отделе продаж типографии 7-10 менеджеров и наличие у каждого из них большого числа заказчиков, которые находятся в состоянии «да-да, скоро уже сдаем макет, вот-вот, ещё чуть подождите» — эти факторы низводят задачу сколь-нибудь точного планирования будущей загрузки в разряд практически нерешабельных. Горизонт планирования, таким образом, очерчен той загрузкой, которую сформировали заказы уже поступившие на производство. Уточним, что в большинстве случаев это справедливо для полиграфических компаний, которые работают на рекламном рынке. Типографии же, которые, к примеру, в основном работают с периодикой, — у них ситуация несколько другая, но там и финансовая ответственность издателя по срокам сдачи макета в типографию совершенно иная.

Большую долю неопределенности в картину вносит и то, что в процессе полноценно участвуют и представители совершенно иного бизнеса — бумаготорговцы. В силу разных причин типографии держат относительно небольшие складские запасы бумаг (да и то — лишь самых ходовых плотностей), огромная же масса позиций берется под конкретный заказ, а в моменты пиковых нагрузок на отрасль (вновь вспомним предновогодье) даже с ходовыми позициями могут случаться перебои в поставке.

В итоге заказчику ничего не остаётся, как четко представлять себе эти нюансы условий работы и организации полиграфического производства и грамотно учитывать их. В этом, в том числе, и проявляется профессионализм заказчика.