Нередко заказчик просит скалькулировать несколько тиражей одного заказа и в итоге получает от менеджера следующие (к примеру) цифры:
Легко заметить, что с ростом тиража в 4 раза (от 500 до 2000 экземпляров) стоимость единицы продукции рассматриваемого заказа падает в 2,5 раза, а общая стоимость тиража вырастает. Причем вырастает не линейно, не в 4 раза, а процентов на 60%.
Почему происходит такой нелинейный рост стоимости тиража? Почему чем меньше тираж, тем выше стоимость единицы продукции? Эти вопросы неискушенного заказчика может поставить в тупик и не проходит недели, чтобы наши менеджеры не сталкивались с подобным непониманием. И в случае, когда заказчику необходим относительно небольшой тираж, такая «несправедливость» может показаться ему обидной.
Дело все в том, что при производстве любого офсетного заказа типография несет затраты, которые не зависят от количества тиража. То есть совершенно не важно — желаете вы отпечатать 1 экземпляр продукции или 1000 экземпляров — некоторые затраты фактически не зависят от этой цифры, а являются в каждом конкретном заказе постоянными.
К таким затратам относятся:
- Затраты на изготовление печатных форм для этого заказа.
- Временные и материальные затраты на приладку (вывод печатной машины на регламентные параметры) — то есть стоимость времени работы и стоимость бумаги, идущей на приладку.
По последнему пункту поясним подробнее. Чтобы вывести печатную машину на регламентные параметры печати, требуется затратить как рабочее время персонала, так и определенное количество бумаги. Если печать происходит на печатной машине формата А2, то типография тратит 40-50 листов бумаги именно этого формата на каждую краску. То есть при полноцветной односторонней печати (красочность 4+0) мы потратим 160-200 листов, которые фактически уйдут в макулатуру. При полноцветной, но уже двухсторонней печати (4+4), — уже 320-400 листов. (А если для вашего заказа требуется запустить несколько спусков в печать — смело умножайте количество приладочной бумаги на количество таких спусков).
Разница в количестве бумаги на приладку зависит как от уровня печатной машины, так и от квалификации печатника и (случается и такое) от специфики макета. Но в любом случае — при офсетной печати затраты на приладку неизбежны. Сколь бы совершенна ни была техника. Более того — если ваш заказ в дальнейшем требует некоторого количества постпечатных операций (ламинация, уф-лакировка, вырубка, брошюровка и т.п.), то приладка потребуется и для каждой подобной операции,а значит общее число приладочной бумаги — только вырастет. Таковы технологические реалии.
Умножим количество приладочных листов на стоимость листа недешевой мелованной бумаги, прибавим затраты на печатные формы для каждой из красок и легко увидим, что суммы получаются довольно заметные. Особенно для относительно небольшого тиража. И нередко в производство поступают тиражи, в которых на приладку требуется затратить гораздо большее количество бумаги, чем пойдет её на собственно итоговый («чистый») тираж. Ну а что делать, если заказчику бывает необходим тираж по офсетным меркам пусть и небольшой (а то и откровенно штучный), но при этом в цифровую типографию он обращаться не хочет. В силу того, что по качеству и по степени детализации цифровая печать пока не достигла офсетных высот.
В итоге мы имеем то, что с ростом тиража постоянные затраты (п.п. 1 и 2) постепенно «размазываются» на весь тираж, пропорционально «падая» на каждый экземпляр продукции. Именно поэтому при офсетной печати с ростом тиражности растет общая стоимость заказа, но падает стоимость единицы продукции.
И зависимость стоимости единицы продукции от размера тиража выражается примерно так:
Чем более растет тираж, тем менее заметно падение стоимости единицы продукции. График зависимости стоимости единицы от тиража постепенно переходит в кривую, которая конечно же снижается, но уже совсем не так заметно, как происходит это в сегменте относительно небольших тиражей.